Официальные ресурсы

Оренбургская область

Региональные показатели, характеризующие вклад тружеников тыла в Победу (промышленность, сельское хозяйство, помощь фронту в различных формах).

За четыре года войны строительные организации области построили и сдали в эксплуатацию 327 674 кв. м. производственных площадей, в том числе 12 новых заводов.

Колхозы и совхозы области сдали государству 124 млн. пудов хлеба, свыше 6 млн. пудов мяса, около 3 млн. центнеров молока, свыше 66 млн. штук яиц, свыше 300 тыс. пудов шерсти.

План военных перевозок Оренбургской железной дорогой в 1941 году выполнен на 101 %, в 1942 году – на 103 %, в 1946 году – на 106,3 % и в 1944 году – на 117 %.За годы Великой отечественной войны проведен капитальный ремонт пути на 239,8 км.

Прогресс отмечался в нефтяной и топливной промышленности, так с 1941 по 1945 годы было пробурено 449 скважин и сдано в эксплуатацию 374. По итогам обсуждения VI областная партийная конференция признала «работу обкома удовлетворительной и политическую линию в работе правильной».

За годы войны труженики области произвели 1595 самолетов, 3 бронепоезда, 17,5 тыс. пулеметов, 507,7 тыс. винтовок, 741 млн. патронов, миллионы снарядов, гранат, мин, 330 тыс. шинелей, 311 тыс. пар валенок, 23,5 тысяч кавалерийских сёдел и другой продукции. Колхозы и совхозы Оренбургской области сдали государству 124 млн. пудов хлеба, свыше 6 млн. пудов мяса; 12,5 млн. пудов молока; 337 тыс. пудов шерсти, 157 413 штук кожсырья, 66 млн. штук яиц.

На военные нужды в короткий срок были перестроены все промышленные предприятия Оренбургской области. Из 25 фабрик и заводов Оренбурга 12 к концу 1941 года были полностью переведены на производство оборонной продукции, а 13 предприятий – частично. Завод «Трактородеталь» стал выпускать мины, шорно-седельная фабрика – конное снаряжение и солдатское обмундирование, паровозоремонтный завод - снаряды и взрывчатку. Южно-Уральский никелевый комбинат в 1941 году освоил выплавку кобальта, в 1942 году стал давать оборонной промышленности чистый никель, от которого зависела прочность брони танков.

На нужды военного времени перестроились также пуховязальные товарищества и артели Оренбургской области. В годы войны их ассортимент значительно расширился. Женщины не только вязали носки и варежки, но и выполняли заказ фронта на изготовление вязаных подшлемников, специальных рукавиц для снайперов. Не прекращалось и вязание теплых пуховых шалей, которых ждали на передовой женщины- военнообязанные: санинструкторы, телефонистки, радистки.

Благодаря героическому труду рабочих Оренбуржье совершило в годы Великой Отечественной войны гигантский промышленный скачок. К сентябрю 1943 года объем валовой продукции промышленности области увеличился с начала войны более чем в 4 раза, в металлообрабатывающей и машиностроительной – в 125, станкостроительной – в 26, добыча нефти возросла в 8,7 раза! Правительство высоко оценило трудовые подвиги оренбуржцев. К концу 1944 года орденами и медалями СССР были награждены 837 трудящихся области, а после окончания войны более 30 тыс. человек получили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Труженики тыла делали все возможное, чтобы прокормить в годы войны более чем 11-миллионную Красную армию и городское население страны. Важнейшую роль в снабжении фронта продуктами сельского хозяйства в годы войны играла Оренбургская область, главная житница Южного Урала. В первые же месяцы войны фронту была передана сельскохозяйственная техника, а также большое количество лошадей. Трактористы и комбайнеры были призваны в Красную армию. К 30 июня 1941 года из Оренбуржья было демобилизовано 1677 трактористов и 462 комбайнера. Вся тяжесть работы легла на плечи женщин и подростков, работавших сутками на скудном пайке. Но нехватка была не только в рабочих руках, не хватало горючего и запчастей.

Объем работ, производимых тракторами и комбайнами, сосредоточенными в машинно-тракторных станциях, в колхозах уменьшился в 2-3 раза. Это привело к резкому ухудшению обработки земли. Землю пахали на быках и коровах. В таких условиях увеличить посевные площади, и повысить урожай зерновых было невозможно. Требовалось кадровое пополнение. Вскоре страну облетел призыв «Женщины — на трактор!». Он объединил девушек и женщин всех возрастов. Девушки в ускоренном порядке осваивали трудную мужскую профессию, ставшую в годы войны женской. Многие после курсов приняли участие в уборке урожая 1941 года. Работали трактористами, комбайнерами, помощниками комбайнеров, прицепщицами. Во многих газетах Оренбургской области печатались призывы женщин последовать их примеру. В призыве были такие строки: «Пусть еще раз убедится мир, что советская Красная армия и тыл крепки, и весь многомиллионный советский народ непобедим».

Только в первый год войны в Оренбургской области было подготовлено 13500 трактористов, из них 11000 женщин; 3400 комбайнеров, из них 2500 женщин; 500 женщин-шоферов.

В посевной кампании в 1942 году приняло участие уже шесть тысяч девушек-трактористок области. И хотя объем работы был непомерным, девушки и женщины понимали, что польза от их труда большая, что хлеб, убранный их руками, отправится на фронт и поможет воинам уничтожить врага. Слово «надо» знали, а потому не могли отказаться от механизаторской работы и инвалиды, и старики.

В годы войны в Оренбургской области было размещено 75 эвакогоспиталей. Эшелоны с ранеными поступали в находившийся в глубоком тылу степной край с первых месяцев войны. Для нуждающихся в длительном лечении было сформировано 16 эвакогоспиталей. Кроме того, действовали 4 полевых подвижных госпиталя, 3 хирургических полевых подвижных, 1 инфекционный и 1 военный. Под госпитали отвели лучшие здания – больницы и учебные заведения. Для лечения раненых были приспособлены также помещения средних общеобразовательных школ.

В госпитали Оренбурга за четыре года войны поступило 28 095 раненых и больных, из них только так называемых носилочных 17 000 человек. Оренбургский военный госпиталь с началом войны был доразвёрнут до 1200 коек. В отдельные месяцы количество раненых и больных доходило до 1400 человек. За 4 годы войны через сортировочный блок госпиталя прошло более 26 000 раненых и больных, выписано из госпиталя 20 000 воинов, более 80 процентов вернулось в строй, сформировано и направлено на фронт 10 полевых госпиталей. Медицинские работники Оренбургского госпиталя собрали и сдали в фонд обороны свыше 200 000 рублей.

Для специальной подготовки медперсонала госпиталей с 15 декабря 1941 года было введено обязательное повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала. Большую работу проводили активисты общества Красного креста. В годы Великой Отечественной войны городская организация Красного креста подготовила тысячи сандружинниц. Командиром сандружины была Ирина Ивановна Клыкова, медицинская сестра с законченным средним медицинским образованием. Под ее руководством было подготовлено свыше 4 000 сандружинниц и санинструкторов.

Дружинницам приходилось участвовать в разгрузке раненых из санитарных поездов, приходящих с линии фронта. По воспоминаниям Клыковой, «поезда были с пассажирскими вагонами, носилки не входили через коридор в дверь, приходилось их вносить через окна, что значительно усложняло и затрудняло выгрузку…» Часто во время операций надо было сдавать кровь раненым, и здесь, как всегда, в первых рядах была командир Клыкова, показывавшая пример санитаркам.

В дни героической битвы на Волге Ирина Ивановна вместе со своей санитарной дружиной № 17-580 была на передовой, в Сталинграде. Невозможно сосчитать, скольких раненых перенесла она в укрытия, скольким оказала медицинскую помощь, скольких помогла переправить на катерах, плотах через реку, покрытую горящей нефтью. В 1967 году И.И. Клыкова в числе одиннадцати советских женщин была награждена медалью имени Флоренс Найтингел за самопожертвование при спасении раненых в самых тяжелых боях.

Почти сразу после начала войны в Оренбургской области начался сбор тёплых вещей для бойцов Красной армии. Труженики области отдавали для фронта овчинные и меховые жилеты, фуфайки, кожаную обувь, белье, одеяла, шинели. По состоянию на 31 октября 1941 года из Оренбуржья на фронт поступило 12 867 пар валенок, более 3 тыс. полушубков, свыше 36,5 тыс. пар варежек и перчаток. К праздникам жители городов и сел отсылали солдатам индивидуальные посылки с гостинцами.

В посылках было все, что могло пригодиться бойцу на фронте: продукты питания, табак, кисеты, теплые варежки, носки. В каждую посылку вкладывалось письмо с пожеланиями красноармейцам здоровья, счастья, любви, добра и скорейшей победы над ненавистным врагом. Из Оренбургской области в действующую армию было отправлено 150 тонн новогодних подарков. Свыше 34 тысяч подарков - из Оренбурга. Теплые вещи посылались и в партизанские отряды Белоруссии.

В годы Великой Отечественной войны в Оренбуржье, как и по всей стране, небывалый размах приобрело движение по сбору личных средств и сбережений в Фонд обороны и вооружения. Уже в августе 1941 года 134 коллектива рабочих и служащих областного центра вынесли решение об отчислении однодневного ежемесячного заработка до конца войны. Сумма этих отчислений за годы войны составила 218, 6 тыс. рублей.

19 декабря 1942 года колхозник Оренбургской области И.Ф. Болотин внес на постройку боевого самолета 120 тыс. рублей. Колхозник И.А. Лысенко пожертвовал на сооружение подводной лодки 100 тыс. руб. личных сбережений. 105 тыс. рублей в фонд обороны передал колхозник П.Е. Тыщенко.

В декабре 1942 года председатель колхоза «Ударник 2-й пятилетки» Оренбургского района Сергей Евдокимович Кужман за 100 тыс. рублей личных сбережений купил самолёт ЯК – 6 и подарил его 13-й гвардейской дивизии, которой командовал земляк генерал-майор Александр Ильич Родимцев. В письме герою-земляку Кужман писал: «…Надеюсь, что и впредь руководимая Вами гвардейская дивизия будет беспощадно истреблять немецких варваров...» Другой самолет ЯК-6 для 13-й гвардейской дивизии А.И. Родимцева был построен на деньги председателя колхоза «18 лет Октября» Н.П. Ваулина. На борту самолета, переданного в 1943 году военным лётчикам из дивизии Родимцева, было написано: «Защитникам Сталинграда от Николая Павловича Ваулина».

В ноябре 1941 года Шарлыкская МТС инициировала сбор средств по Шарлыкскому району на строительство танка «Колхозник». На митинге 25 ноября было решено: «Пусть каждый район собирает средства на постройку одного танка, и таким образом мы создадим танковую колонну».

Почин был поддержан коллективом Оренбургского завода имени Кирова. Всего за полгода по области было собрано 12 млн. 076 тыс. рублей. Эти средства были переданы в фонд строительства танковой колонны им. В.П. Чкалова, имя которого носила область. В середине 1942 года колонна уже была передана на вооружение танковой части.

2 октября 1942 года колхозники Октябрьского района Оренбургской области предложили построить вторую танковую колонну имени В.П. Чкалова. Сбор средств начался незамедлительно. Тракторист И.И. Богомолов передал на строительство колонны 150 тыс. рублей. 31 декабря 1943 года газета «Правда» сообщила, что уже собрано 70 млн. рублей.

А в январе 1943 года все новогодние номера газет Оренбургской области вышли с приветствием И.В. Сталина трудящимся области, внесшим на строительство танковой колонны им. В.П. Чкалова 70 миллионов рублей. В ответной телеграмме чкаловцев верховному главнокомандующему СССР И.В. Сталину от 26 февраля 1943 года сообщалось, что ими собрано ещё 30 млн. рублей. Сбор средств не прекратился, в апреле 1943 года жители г. Оренбурга внесли на танковую колонну имени Чкалова 12 млн. рублей. За сбор средств на сумму более 100 млн. рублей председатель Госкомитета обороны страны выразил трудящимся Оренбургской области благодарность.

Широкий размах среди трудящихся области в годы войны получила безвозмездная работа в сверхурочные часы. Рабочие Оренбургского паровозоремонтного завода построили в 1942 году в нерабочее время и за счет сэкономленных материалов два бронепоезда - «Оренбургский железнодорожник» и «Вперед на Запад!». А всего за годы войны коллектив дал фронту 5 бронепоездов и два бронепаровоза.

В 1944 году комсомольцы и молодежь Оренбуржья передали свыше 3 млн. рублей личных средств на строительство звена морских охотников.

Как и все граждане страны, жители Оренбургской области в годы войны подписывались на государственные военные займы, которые являлись главным источником пополнения средств для вооружения армии. Первый Государственный военный заем на 10 миллиардов рублей был выпущен 4 июня 1942 года, второй - 1 августа 1943 года. Его сумма составляла 12 миллиардов рублей. Третий военный заем на 25 миллиардов рублей был выпущен 1 ноября 1944 года.

Сумма четвертого займа, выпущенного 1 сентября 1945 года, также составляла 25 миллиардов рублей. Общая сумма подписки на займы во время Великой Отечественной войны была почти вдвое больше суммы всех займов, размещенных в СССР в предвоенные годы. Она составила 90 миллиардов рублей.

В подписке на все эти займы участвовали жители Оренбуржья, проявившие настоящий патриотизм.

По состоянию на 23 августа 1941 года только жителями областного центра было приобретено облигаций на сумму около двух миллионов рублей. В апреле 1943 года во время сбора средств на танковую колонну имени Чкалова было приобретено облигаций на сумму 7,6 млн. рублей.

Всего жителями Оренбурга в фонд обороны было внесено облигациями займов 27 млн. рублей, приобретено облигаций на сотни миллионов рублей.

Вклад предприятий в Победу в Великой Отечественной войне.

Самым крупным авиационным предприятием Южного Урала в годы войны стал эвакуированный в Оренбург из Ленинграда завод № 47 (ныне ПО «Стрела»). С 25 октября 1941 года механический цех уже начал производить первую продукцию для фронта. За годы войны заводом было поставлено фронту 1595 самолётов, десятки тысяч комплектующих для их обслуживания и ремонта.

В начале 1942 года на базе 6 фабрик по производству шелка был создан шелкоткацкий комбинат. Первым его заказом стал выпуск парашютного шёлка и десантных куполов из него. Примечательно, что это было одно из крупнейших на то время предприятий подобного профиля.

В городе Бузулуке в начале войны было размещено девять предприятий. Среди них – Брянский завод «Профинтерн», который стал выпускать 122-мм снаряды и 50-мм мины. Николаевский инструментальный завод наладил выпуск 45-мм снарядов. Из Черниговской области в начале октября 1941 года были эвакуированы три фабрики - перчаточная, чулочная и кожгалантерейная. К концу месяца уже была выдана первая продукция - двухпалые армейские перчатки. Затем был освоен выпуск носков, солдатских телогреек и шапок. Перчаточная фабрика тоже выпускала обмундирование для фронта, в том числе элементы формы для офицерского состава.

В январе 1942 года вступил в строй прибывший осенью 1941 года в село Кумак Орско-Халиловского района металлоштамповочный завод «Спартак» из Днепропетровска. В 1943 году он стал одним из самых передовых в области. За высокие показатели «Спартак» был награжден переходящим Красным знаменем ВЦСПС и Наркомместпрома. На предприятиях выпускалось стрелковое вооружение и детали к нему: в частности, авиационные пулемёты ШКАС, детали замков и магазинов для легендарных пистолетов-пулемётов Шпагина (ППШ) и стволы для винтовок Мосина - «трёхлинеек». Выпускалось и огромное количество разнообразных боеприпасов - патроны разных калибров, бронейбойные и фугасные снаряды и гильзы для них, реактивные снаряды для «Катюш» и более поздней модернизации этой системы, которая получила у солдат название «Андрюша».

Особое значение в годы войны приобрел трест «Бугурусланнефть», ставший «Вторым Баку». Выгодное географическое положение и малые глубины залегания нефти давали возможность быстрого освоения скважин. По решению Госкомитета обороны сюда были направлены опытные нефтяники из Азербайджана, доставлено необходимое нефтяное оборудование. С вводом в строй новых скважин добыча бугурусланской нефти в годы войны увеличилась почти в 10 раз. В короткие сроки был построен первый в СССР газопровод Бугуруслан – Куйбышев.

Орский мясокомбинат кроме мясной тушенки выпускал гранаты и 12 видов лекарств, среди которых – пенициллин. Во втором полугодии 1941 года он произвел продукции в 6,4 раза больше по сравнению с первым. В 1944 году коллектив мясокомбината был награжден орденом Трудового Красного Знамени.