Официальные ресурсы

Совещание по импортозамещению в ОПК

24 октября 2014 Распечатать
Работа по импортозамещению в ОПК простимулирует науку, промышленность, создаст все необходимые условия для нашей военной, оборонной независимости
Совещание по импортозамещению в ОПК
Совещание по импортозамещению в ОПК

Выступление полномочного представителя Президента РФ в ПФО Михаила Бабича на совещании по импортозамещению в сфере ОПК

Прежде чем начать совещание, хочу сообщить вам, что принято решение Министра обороны РФ о создании в Перми Суворовского военного училища, которое впервые за всю советскую и постсоветскую историю будет иметь научно-технический профиль. Учебное заведение будет готовить сначала суворовцев, затем – курсантов соответствующих специализированных военно-технических вузов. Уверен, что мы получим калиброванные кадры для военно-промышленного комплекса страны. Это первый подобный опыт. Вчера мы провели установочное совещание по организации строительства необходимой материально-технической базы до. Мы предполагаем, что 1 сентября 2015 года первые 260 суворовцев будут набраны в 5-7 классы и начнут обучение с учетом той производственной и научно-технической базы, которая сегодня в пермском кластере сформирована. Сергей Шойгу поддержал наше предложение и принято решение его реализовать. Соответствующий приказ Министра обороны РФ подписан, затем будем готовиться к выходу Постановлению Правительства России и с 1 сентября приступим к работе. И директорский корпус, и всю нашу науку, разработчиков, производителей приглашаем к сотрудничеству в рамках этого производственно-технического кластера по целенаправленной подготовке специалистов с углубленным изучением точных наук, которые позволят с 5 класса начинать готовить высококвалифицированных специалистов – научно-техническую элиту нашей страны.

Совещание – это продолжение нашей работы в рамках Совета округа по оборонно-промышленному комплексу с учетом тех событий, на мой взгляд, позитивных. Для нашей промышленности и науки – это шанс. Санкции, которые в отношении России введены со стороны Украины и стран, входящих в блок НАТО, дали нам дополнительный шанс для того, чтобы мы, наконец, разорвали порочный круг, ушли от ненужной для нас кооперации с западными партнерами в части выпуска продукции оборонно-промышленного комплекса и добились максимальной локализации производства изделий для нужд обороны на территории России. Разговоры о том, что это нужно было сделать, велись давно, но по разным причинам мы не так активно двигались в этом направлении. Тут сама жизнь нас простимулировала. Главой государства поставлены очень жесткие сроки для решения этой задачи, и мы договорились с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрием Рогозиным и Министром промышленности РФ Денисом Мантуровым о том, что проведем в округе пилотное совещание, чтобы еще раз послушать директорский корпус и разобраться, насколько мы сегодня готовы к импортозамещению.

Здесь мы отработаем некоторые подходы, послушаем директоров, чтобы еще раз разобраться по технологическим, кадровым, финансовым возможностям, по готовности производственных площадок к организации и развертыванию этой работы. С момента первого заседания окружного Совета по оборонно-промышленному комплексу мы достаточно плотно общались с директорским корпусом, с главными конструкторами. Мы знаем, что есть проблемные вопросы, не все планы доведены до предприятий кооперации и не все понятно, откуда брать финансовые и технологические ресурсы, каким образом выстраивать кооперационные цепочки по импортозамещению.

Мы договорились провести совещание в формате откровенного диалога.

Комментарии полномочного представителя Президента РФ в ПФО Михаила Бабича, заместителя Министра промышленности и торговли РФ Александра Потапова, заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Олега Бочкарева по итогам совещания по импортозамещению в сфере ОПК

Корреспондент: Какие ключевые задачи поставлены перед предприятиями оборонно-промышленного комплекса ПФО? С чем конкретно предприятия могут столкнуться сейчас, какие меры поддержки предлагает государство?

Михаил Бабич: У предприятий ПФО нет каких-то специальных задач, они характерны для всего оборонно-промышленного комплекса. Задача заключается в следующем. Для решения проблемы импортозамещения было сделано много предприятиями, холдинговыми структурами, Министерством промышленности, и Военно-промышленная комиссия в последние два года очень активно этим занималась. Но режим санкций, который введен в отношении России, дополнительно нас простимулировал, чтобы в кратчайшие сроки реализацию задачи импортозамещения завершить и в конечном итоге прийти к тому, чтобы максимально, насколько это возможно, локализовать производство как комплектующих, так и готовых финальных изделий для нужд оборонно-промышленного комплекса на территории Российской Федерации. Это задача не простая. Нет практически ни одной страны мира, даже самых высокоразвитых, которые всю оборонку делают на своей территории. Всегда существует международная, межотраслевая кооперация, но мы такую задачу по указанию Президента РФ перед собой ставим. Мы постараемся максимально добиться ее решения путем локализации на территории России всех производств - от самых простых до выпуска самых сложных высокотехнологичных изделий. В этой связи требуется координация многих федеральных органов исполнительной власти, причем в ручном, антикризисном режиме, потому что сроки достаточно короткие – за 2-3 годы мы должны выйти на основной объем выполнения этой задачи. При этом мы понимаем, что такая работа простимулирует и науку, и промышленность, но самое главное – создаст все необходимые условия для нашей военной, оборонной независимости. Это крайне важная задача в военной, политической, экономической сферах. С точки зрения стратегии развития государства это сегодня абсолютный приоритет.

Корреспондент: Можно ли назвать наиболее уязвимые и наиболее благополучные отрасли? Имеются ли ресурсы для реализации этих задач?

Александр Потапов: Ресурсы, безусловно, есть, они находятся в рамках действующих федеральных целевых программ. Есть соответствующая господдержка. Кроме того, это и собственные средства предприятий, потому что надо учитывать, что объемы будут расти, заказы будут существовать, и под это можно брать кредиты, а государство готово субсидировать эти кредиты. Наиболее проблемным сегодня можно назвать вопрос импортозамещения электронной компонентной базы. Все остальное решается в штатном режиме, отчасти в ручном режиме. Других серьезных системных проблем я бы не назвал.

Корреспондент: Сейчас идет речь о разработке и утверждении новой госпрограммы вооружений. Вопросы по импортозамещению, которые обсуждались сегодня на совещании, будут учитываться при создании это программы?

Олег Бочкарев: У нас госпрограмма вооружений будет утверждена Указом Президента РФ в декабре 2015 года, она будет рассчитана на десять лет, с 2016 по 2025 год. Проблемы импортозамещения, реагирование нашего государства и промышленности на санкционную политику иностранных государств, безусловно, найдут отражение в этой новой программе. Конечно, санкции – это очень неприятно, это проблема, потому что приходится менять тактику, сложившиеся раньше подходы. Но есть и хорошее. Мы сегодня слышали от коллег-промышленников, что есть большая загрузка, рост заказов. Они сегодня не справляются. С одной стороны это тяжело, а с другой – это более приятная задача решать проблемы объемы выпуска нашей российской техники, комплектующей базы. Мы оцениваем это как положительный эффект от введения санкций.

Возвращаясь к программе госвооружений, можно сказать, что задачи по импортозамещению могут подвинуть вправо сроки по каким-то сложным образцам, где придется потратить больше времени, чтобы подготовить элементную базу. Но в целом сама стратегия изменена не будет.

Корреспондент: Объективные факторы могут повлиять на снижение финансирования программы госвооружений?

Олег Бочкарев: Про снижение бюджета финансирования вопросов обороны и безопасности государства говорят давно, но Президент ставит нам задачи, и снижения финансирования не происходит. В моем понимании, этого не произойдет. Мы слишком много потеряли времени в 90-ые годы и в начале 2000-ых, когда государство переживало нелегкие времена. Сегодня мы «догоняем поезд». Установлены целевые показатели по проценту современного вооружения и военной техники, сверстаны конкретные программы по разработке новых образцов, и они будут реализованы.

Михаил Бабич: Вопрос даже не в дефиците средств. Развитие оборонно-промышленного комплекса, содержание Вооруженных сил и всей военной организации страны, действительно, - абсолютный приоритет. Вопрос в готовности, способности предприятий эти деньги в указанные сроки освоить. И поэтому, если где-то сдвиг вправо и происходит, то не потому, что кто-то экономит на этом. Мы оцениваем реальные возможности промышленности, импортозамещение добавило объемы производства сегодня на 20-30 процентов от того планового заказа и тех возможностей, которые промышленность имела. Мы только в начале пути по импортозамещению. Когда будет сведена программа госвооружений и окончательно будет доложена Главе государства, утверждена, новые плановые задания будет доведены до предприятий промышленности. Оценка их реального состояния, готовность и способность эти средства «переварить», будет основным критерием освоения этих средств, которые заложены сегодня в бюджет. Одна из задач, которые мы ставим перед собой в рамках таких совещаний – услышать промышленность. У каждого директора, главного конструктора сегодня была абсолютная возможность высказать все, что мешает им создавать необходимые условия как для импортозамещения, так и для производства плановой военной техники и вооружений.

Корреспондент: Какие конкретные предприятия сейчас сталкиваются с наиболее сложными проблемами. Возможны ли индивидуальные пути их решения

Михаил Бабич: У каждого предприятия есть определенный набор вопросов. Где-то цепочка не сложилась, где-то необходимо провести в ускоренном порядке стандартизацию, где-то нужны дополнительные средства по различным инструментам государственной поддержки, и сейчас в ручном режиме эти средства перенацеливаются на ту задачу, которую надо реализовать. Это частные вопросы, и ничего критического, что бы ставило шлагбаум для выполнения этой задачи, нет.

Нижегородская область